||Вопрос-ответ|Импортозамещающий ИТ-проект: 6 шагов, с которых стоит начать

Импортозамещающий ИТ-проект: 6 шагов, с которых стоит начать

Самый частый вопрос, который нам задают потенциальные заказчики из министерств, ведомств и российских органов власти: «C чего начать пилотный проект по импортозамещению офисного программного обеспечения?»

Ниже пять обязательных шагов, которые помогут любому министерству и ведомству создать понятный и прагматичный план действий. И доработать его, когда будет нужно.

  1. Аудит инфраструктуры и инвентаризация ИТ-сервисов.

    Позволяет заказчику получить ответы на вопросы: какие компоненты информационной системы можно, а какие нельзя заместить, какая информация об ИТ-сервисах в компании уже есть, а какой пока недостаточно, какие функции выполняет каждая ИС. Какое программное обеспечение можно, а какое нельзя адаптировать для работы в новой среде и т.д. Например, те же ГИС-ы адаптировать крайне сложно.

  2. Определение «периметра» и очередности работ.

    Государственное предприятие должно четко понимать, какие системы и ИТ-сервисы стоит замещать на российские аналоги в первую очередь, а какие оставить на более позднее время – на второй или даже на третий этап проекта. Мы предлагаем заказчикам начинать проект с аудита, который дает ответ на вопрос, а возможно ли полное импортозамещение в текущей ИТ-инфраструктуре. Если да, то проект в большей части случаев начинается с перевода таких стандартных инфраструктурных ИТ-сервисов, как почтовая система, служба каталогов, система централизованного управления ИТ-инфраструктурой, веб-сервисы. После этого можно переводить на Linux парк рабочих станций. И заменять офисные пакеты на отечественные, а традиционную телефонию на «свободную». Например, на Asterisk. Завершать проект можно и нужно переводом самой сложной части программного обеспечения, которое плохо совместимо или совсем несовместимо с Linux, но критично для работы государственной компании или корпорации. Как правило, это те же ГИС-ы, «самописные» порталы или проприетарное ПО, не входящее в единый реестр российских программ.

  3. Формирование бюджета.

    В траты на замену проприетарной операционной системы должны войти: покупка лицензий на российскую ОС. Например, для ста рабочих мест бессрочные лицензии на ОС АЛЬТ будут стоить менее 400 000 рублей. Оплата работ по выбору, тестированию, установке, настройке новой ОС - от 2 до 5 000 рублей (за одно рабочее место; стоимость зависит от выбранной технологии установки и тестирования). На обязательные затраты на профессиональную техническую поддержку операционной системы стоит закладывать от 400 000 рублей. Также в бюджет нужно будет добавить затраты на обучение системных администраторов и пользователей работе с российским софтом (примерно 300 000 рублей).

  4. Создание централизованной системы управления Linux-инфраструктурой.

    Такая система, созданная на базе Puppet, позволит системным администраторам, работающим, например, с новой ОС, намного проще, чем раньше, выполнять повседневные задачи (добавлять пользователей в группы, запускать скрипты, устанавливать ПО и др.). Ее работа гарантирует, что все изменения будут реализованы безошибочно, на любом количестве компьютеров, в самый короткий срок. А для того, чтобы управлять новой ИТ-инфраструктурой, государственной организации не нужно будет нанимать еще нескольких системных администраторов. С этим справятся имеющиеся ИТ-специалисты.

  5. Обучение пользователей и службы технической поддержки новых систем.

    Не каждый системный администратор и, уж тем более, пользователь, знает, как работать в новой операционной системе. И что делать, столкнувшись со сложностями – российский рынок программного обеспечения пока не дает на это полных ответов. Поэтому начать обучение лучше до установки ОС, в самом крайнем случае - параллельно. И заложить расходы на обучающие курсы в черновой, а потом и в окончательный вариант плана активностей.

  6. «Пилотный проект» и расширение «пилота».

    Технически здесь все ясно – оправдавшие себя решения и концепции, которые проверяются и внедряются во время «пилота», тиражируются на сотни или тысячи рабочих мест. На практике тиражирование – самый тонкий и рискованный для организации этап, который не всегда проходит без сбоев, потерь времени, сил, средств. И без дорогостоящих откатов назад.

Первый вариант решения задачи без потерь – «пилот», который ведется силами квалифицированной сервисной компании, уже имеющей опыт импортозамещающих проектов. У такой компании есть несколько «наборов» (стеков) протестированных и часто используемых импортонезависимых продуктов, к тому же, она умеет их поддерживать – не как разрозненное ПО, а как единое целое, с едиными параметрами качества (SLA), действующими по всей России. У сервисной компании есть и соответствующие компетенции, позволяющие на раннем этапе понять, что пошло не так и исправить ошибку до того, как она успела повлиять на процессы компании-заказчика. Второй вариант – тиражирование, выполняемое той же сервисной компанией или системным интегратором, что отвечала и за «пилот». Тут исполнитель тиражирует «свои» сервисы, которые сам настраивал. Значит, он на 100% знаком не только с возможностями каждого решения, но и с его недостатками и ограничениями. И точно знает, как с ними справиться.

И, наконец, третий вариант – подключение современного сервиса централизованного мониторинга и контроля над «здоровьем» ИС – СЦМК «Аргус». «ИТ-аудит под задачу», выполненный с помощью этого современного инструмента (кстати, это тоже – российское ПО), поможет государственному предприятию отследить после окончания пилотного проекта и тиражирования две самые важные точки. Ту, где компания рассчитывала оказаться и ту, где оказалась.

Итого

Для того, чтобы правильно начать проект по внедрению импортонезависимого ПО, государственной организации нужно сформировать бюджет, в который будет заложена не только оплата бессрочных лицензий на операционную систему, но и плата за работу по выбору, тестированию, установке, настройке и профессиональной техподдержке новой ОС.

Вторым обязательным шагом должно быть точное определение параметра и очередности работ на проекте. Не менее важен и третий шаг - своевременное создание централизованной системы управления Linux-инфраструктурой. Она автоматизирует и потому заметно облегчает системным администраторам управление Linux-частью инфраструктуры. Проведение пилотного проекта на несколько сотен рабочих мест (в одном департаменте, отделе или дочернем предприятии госкомпании) и тиражирование успешных ИТ-решений на несколько тысяч/десятков тысяч рабочих мест – четвертая необходимая стадия работ.

При этом не стоит забывать или оставлять «на потом» обучение пользователей и службы технической поддержки тому, как работать с новым ПО. Это довольно долгий и непростой процесс, который тоже стоит планировать заблаговременно.


Возврат к списку

Расчёт стоимости

Чтобы предложить вашей компании все возможные решения, а также сделать ориентировочную бюджетную оценку импортозамещающего проекта, специалистам ALP Group необходимо проанализировать текущую архитектуру ее ИТ-сервисов. Анализ проводится на основании заполненных опросных листов, разработанных нашим Центром компетенции по импортозамещению и Open Source.

Точная стоимость импортозамещающего проекта зависит от плотности ИТ-сервисов в компании, количества и типа ИС. Ее можно правильно рассчитать только после ряда специализированных предпроектных обследований (инфраструктурные сервисы, функционал АРМ, АИС и др.).

Оставьте свои контактные данные, пожалуйста.

Наши специалисты обязательно свяжутся с вами, чтобы переслать и помочь заполнить опросные листы, уточнить всю информацию и предоставить расчет.

Заказать консультацию

Чтобы предложить вашей компании все возможные решения, специалистам ALP Group необходимо проанализировать текущую архитектуру ее ИТ-сервисов. Анализ проводится на основании заполненных опросных листов, разработанных нашим Центром компетенции по импортозамещению и Open Source.

Оставьте свои контактные данные, пожалуйста.

Наши специалисты обязательно свяжутся с вами, чтобы переслать и помочь заполнить опросные листы, уточнить всю информацию.