Вчера наткнулся на новость - на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018) пройдет обсуждение господдержки инноваций. Участники обсудят и перспективы международного сотрудничества в области инноваций, и то, как устранить барьеры для развития инновационного бизнеса. Но что думаем о барьерах мы, люди, работающие в российских ИТ-компаниях «на острие» технологий?
Один из ключевых барьеров для развития инноваций в России - отсутствие государственных и отраслевых стандартов. Которые бы четко определяли – что считается инновацией, то есть принципиально новым продуктом, улучшающим жизнь (и работу) большой группы людей, а что нет. Новаторам, на мой взгляд, не хватает понятных «флажков», которые бы четко демонстрировали, какие инновации будут поддерживаться государством и почему. И, главное, на основании каких оценок и результатов инновационные решения будут финансироваться и как долго.
Кстати, отсутствие стандартов порождает и еще один «иезуитский» вопрос: как будет пресекаться такое порочное явление как НИОКР ради НИОКР-а? Как именно результаты исследовательской стадии будут переводиться в реальную работу? И, наконец, чего государственные инвесторы ждут «на выходе» - и в части результата (оценки пользы по четким и принятым всеми признакам), и в части возврата инвестиций или возврата процентов по долгу, если это банковские займы в рамках специальных программ.
На деле преодолеть этот и другие барьеры можно только пригласив в правительство команды, которые будут заниматься этой долгой и сложной работой на практике (экономисты, финансисты, прикладные специалисты), а потом широко анонсировать ее результаты, нести их в массы. Одна часть без другой совершенно неэффективна. «Сделали, но об этом никто не знает» также вредно, как и «все знают, что есть что-то, но в реальности ничего не делается».
Второй барьер – отсутствие современных (а не консервативных и бюрократизированных) органов, в которые частный бизнес мог бы прийти, защитить свою инновацию «за час» (да, это почти та самая презентация «в лифте!»). И получить полностью обоснованное, долгое финансирование. Или рекомендацию, кому еще нужна эта, но уже доработанная в нужном ключе идея или инновация. Те же органы должны требовать четких результатов и учить измерять их («получилось/нет» – по итогам НИОКР и других стадий проекта). Давать четкие «маячки» – правильно ли бизнес воплощает инновацию в жизнь, что он учел, что нет. И принимать решения по дальнейшему финансированию или его «отключению», если у людей не получается. Хорошо, если такие органы будут создаваться при реальных предприятиях. Не обязательно только при государственных. Кстати, частный капитал обязательно должен принимать участие в поддержке инноваций – не менее 50% средств должны быть частными! Ответственность перед кровно заинтересованным в реальном результате частным инвестором сильно повысит предполагаемую отдачу от инвестиций. Сократит сроки перехода прорывных идей с бумаги в жизнь.
При том, что вопрос слишком долгого выведения результатов НИОКР в промышленную эксплуатацию отпадет вообще – частный инвестор захочет, чтобы потраченные деньги работали в этой жизни, а не в следующей. Еще вариант – совместные с государством компании. Вхождение государства в акционерный капитал предприятия, занятого инновациями, разные виды государственно-частных партнерств. Тут, помимо государственных стандартов для рождения и воплощения инноваций в жизнь нужна и здравая нормативная база с минимальными бюрократическими препонами или вообще без них. Но ведь все это взаимосвязано, не так ли? И, главное, совершенно по силам нашему государству, тратящему на инновации огромные бюджеты?
Кстати, третий барьер, через который реальные инновации зачастую никак не могут пробиться, это финансирование. Вернее, отсутствие целостной системы финансирования инновационных разработок. В стране нет круга, который можно пройти и благополучно «замкнуть». Вернее, новаторы «брошены» на всех его сторонах - от признания идеи инновационной до представления ее результатов и возврата ROI.
Чтобы такая система появилась не на бумаге (и не в одобренной государством программе), а на практике, в крупных госкорпорациях и компаниях нужно ввести четкую и жесткую систему отслеживания трат на инновационные проекты. Потому что часто тратятся немалые бюджетные деньги, да еще и без видимого «выхлопа». Кроме того, нужен еще и способ оценки результатов («госкомпании потратили столько – получили вот это – ценность результата в этом»). Небольшим компаниям нужно обеспечить доступ к пулу запросов на инновации (государство, рынок), создать алгоритм оценки предложений, поступивших в ответ на такие запросы. Разработать и запустить вменяемый механизм получения средств на признанные перспективными проекты и, обязательно, механизм возврата инвестиций. Помимо пути для оценки результатов и эффекта, конечно.
Еще одна, большая и насущная проблема – перевод сложной для участников ситуации отложенного спроса на науко- и ресурсоемкие инновации – например, на отечественное ПО, в ситуацию немедленного спроса и финансирования. В последние годы разработка ПО живет на частные инвестиции и это, в принципе, устраивает частных инвесторов. Но ведь одновременно с этим идет и мощная «декларация намерений», транслируется сильный спрос со стороны государства на качественные и проверенные российские разработки (ПО, АО). И такие разработки давно есть, например, линейка ОС АЛЬТ от «Базальт СПО» и другие.
Разработчик, отвечающий за продукт и сервисная компания/интегратор, обеспечивающие его стабильную реальную работу, должны стимулировать своих управленцев и инженеров, чтобы они, по сути, сворачивали горы. А в ситуации, когда и масштабный спрос, и такое же масштабное финансирование все время «замораживаются» и сдвигаются во времени, это почти невозможно. Получается, скорее, препятствование реальным инновациям, чем их стимулирование. Причем, государству нужно только не сводить на нет своим невниманием совершенно реальные инициативы, касающиеся импортозамещения в ИКТ, инициативы, которые идут со всей страны («хотим и готовы замещаться»). И начать выделять на импортозамещение средства. А этого пока нет. Что душит на корню существующий спрос на реальные российские инновации. Которые есть здесь и сейчас.
Чтобы предложить вашей компании все возможные решения, а также сделать ориентировочную бюджетную оценку импортозамещающего проекта, специалистам ALP Group необходимо проанализировать текущую архитектуру ее ИТ-сервисов. Анализ проводится на основании заполненных опросных листов, разработанных нашим Центром компетенции по импортозамещению и Open Source.
Точная стоимость импортозамещающего проекта зависит от плотности ИТ-сервисов в компании, количества и типа ИС. Ее можно правильно рассчитать только после ряда специализированных предпроектных обследований (инфраструктурные сервисы, функционал АРМ, АИС и др.).
Оставьте свои контактные данные, пожалуйста.
Наши специалисты обязательно свяжутся с вами, чтобы переслать и помочь заполнить опросные листы, уточнить всю информацию и предоставить расчет.
Чтобы предложить вашей компании все возможные решения, специалистам ALP Group необходимо проанализировать текущую архитектуру ее ИТ-сервисов. Анализ проводится на основании заполненных опросных листов, разработанных нашим Центром компетенции по импортозамещению и Open Source.
Оставьте свои контактные данные, пожалуйста.
Наши специалисты обязательно свяжутся с вами, чтобы переслать и помочь заполнить опросные листы, уточнить всю информацию.