В июне 2017 года вышли методические рекомендации Минкомсвязи России (приказ № 334 от 29.06.2017), которые четко дали понять: в 2018-м не менее 50% рабочих станций в центральном аппарате ФОИВов и государственных внебюджетных фондов должны работать на отечественных операционных системах. А в 2019-м – уже не менее 80%. Для пакетов офисного ПО показатели тоже достаточно жесткие. И государственные компании в центре зашевелились.
В последние полгода в наш Центр компетенции по импортозамещению и Open Source идет постоянный поток запросов как от крупных, так и от средних ведомств. Чаще всего нас просят рассчитать ресурсные и финансовые затраты на переход на российское ПО, подобрать и протестировать стек программных продуктов, подходящих для безболезненного перехода, и т.д. Но бюджетов на то, чтобы оплатить подбор, тестирование, пилотную стадию проекта и консультации экспертов, у федеральных организаций зачастую нет. Потому что в 2016 году большинство из них все еще лишь наблюдало за тем, «а начнется ли реальное импортозамещение». И теперь пытается что-то сделать – получить детальные расчеты и т.д., чтобы выполнить требования Минкомсвязи.
Подразделения и подведомства государственных органов пока не так активны, потому что времени на переход у них больше. Они должны перевести 50-60% рабочих станций на российские ОС только к концу 2019-го. Следовательно, двигаться они начнут только в следующем году.
2017-й – это год совершенно реального, а не «бумажного», импортозамещения. И в этом году ни заказчики, ни разработчики отечественного софта не хотят оставаться один на один с ИТ-проблемами, которые неизбежно возникают в ходе миграции на импортонезависимое ПО. И те, и другие серьезно ужесточают требования к качеству внедрения и поддержки импортонезависимых решений. Они становятся намного категоричнее, чем еще год назад. И это главный тренд.
Резоны разработчика понятны – у него не хватает ни ресурсов, ни компетенций, чтобы профессионально поддерживать свои продукты в ходе масштабных внедрений (каждое на тысячи или десятки тысяч рабочих мест). Все силы отечественного вендора брошены на захват открывшейся ниши на ИТ-рынке, ее удержание и расширение.
У заказчиков свои причины для того, чтобы ужесточать требования к качеству внедрения и поддержки готовых ИТ-решений. У большинства из них нет команд, способных провести качественное развертывание импортонезависимого ПО и осуществить его поддержку с опорой на адаптированные к новым типам программного обеспечения ИТ-процессы. А если команда и есть, то у нее еще не наработаны нужные методики и подходы. Спасение тут – понятные и четкие гарантии того, что все внедренное будет работать как часы (SLA).
Ужесточение требований заказчика импортозамещающих решений выливается вот во что. В готовых комплексах системообразующих программных продуктов, которые создаются для упрощения и ускорения проектов импортозамещения, должно быть определено не только единое время реакции вендоров на ИТ-инцидент, но и единое время его закрытия (т.е. устранения неполадок). Распространение SLA не только на реакцию, но и на решение ИТ-проблем требует глубочайшего и очень внимательного взаимодействия всех компаний, чьи продукты представлены в комплексе. И если такое взаимодействие складывается, это дает заказчику и гарантию решения даже самых сложных ИТ-проблем в предсказуемые сроки, и возможность навсегда забыть о привычных раньше ситуациях. Например, о том, что службы техподдержки разных продуктов могут отправлять заказчика друг к другу, а проблема так и не решится. Для заказчика это упрощает управление рисками, связанными с ростом зависимости бизнес-проектов от ИТ. Если же взаимодействие и его результаты продуманы недостаточно хорошо – успеха не будет.
Есть зрелые российские продукты уровня предприятия, без которых качественное импортозамещение просто невозможно – это первая линейка операционных систем уровня предприятия (ОС АЛЬТ от «Базальт СПО»), СУБД PostgresPro от Postgres Professional, бизнес-приложения на базе 1С, продукты, связанные с информационной безопасностью крупных предприятий. Во все вышеперечисленное ПО заложен цикл непрерывного развития и улучшения, ответов на новые вызовы с помощью востребованных заказчиком функций. В ОС АЛЬТ это альтернативы службе каталогов MS Active Directory и инфраструктуре коллективной работы MS Exchange, в СУБД PostgresProfessional – более высокая производительность по сравнению с некоммерческим аналогом.
И, конечно, разработчики этих продуктов чрезвычайно оперативно исправляют найденные недочеты. Появляются новые риски для бизнеса потенциальных заказчиков, меняются требования законодательства, но это ПО всегда развивается в нужную сторону. Это большая заслуга команд, которые проектировали и развивали его изначально правильно. И делают это сейчас. Есть и менее зрелое отечественное ПО, которое сейчас дорабатывается, чтобы успешно конкурировать с западными проприетарными и Open Source-решениями.
Таким разработчикам стоит внимательно присмотреться к опыту лидеров и, не пытаясь изобретать велосипед, максимально использовать новые сервисы, основанные на партнерстве и аутсорсинге ключевых бизнес-функций. Например, подключиться к открытой шине технической поддержки российского ПО, созданной «Базальт СПО» и нашей компанией. В этом году к ней присоединилась компания PostgresPro, что позволило впервые осуществлять поддержку ключевых системообразующих ИТ-продуктов как единого целого.
Заказчикам и инвесторам нельзя вкладываться в ПО, которое хотя и соответствует критериям включения в реестр российского ПО, получено «сменой обложки» или доработкой какого-либо зарубежного продукта. Этим грешат многие российские ОС на основе Linux, которые полностью зависят от зарубежных репозиториев и зарубежных компаний и сообществ, выпускающих дистрибутивы на основе этих репозиториев. Такие продукты обречены на короткий жизненный цикл (до пяти лет) и никогда не будут поддерживать вычислительную технику на основе российских процессоров. Кроме того, разработчики локальной версии практически не влияют на направление развития репозитория и дистрибутивов.
Не стоит одновременно разрабатывать и поддерживать свой продукт. Это приведет либо к «завалу» поддержки, когда пойдет поток масштабных внедрений (тысячи и десятки тысяч рабочих мест в каждой организации), либо к отсутствию масштабных внедрений. И к тому, что потенциально сильное и востребованное ПО так и останется «нишевым». Лучше отдать непрофильные, но ключевые функции на аутсорсинг.
Экспертный совет Минкомсвязи по российскому ПО хорош тем, что проверяет лишь соответствие продуктов определенным критериям и не касается их функциональности, зрелости и т.п. Но для практического импортозамещения сужение перечня продуктов было бы хорошо. Иначе заказчикам очень трудно правильно выбрать, например, ту же операционную систему, да еще и уровня предприятия, а не подразделения – слишком много критериев нужно учесть. Интеграторы тоже не понимают, на какие продукты сделать ставку в приобретении компетенций, ведь рынок еще не определился. И это относится к каждой категории продуктов.
А вот расстановку сил между включенными в реестр продуктами должен определять уже сам рынок, конкурентная среда. И мы видим, что часто так и происходит. Но сможет ли рынок во всех случаях самостоятельно вычленить лучшее? В сегодняшних условиях, пожалуй, нет. Помешает сочетание многих факторов: малое число внедрений и их информационная закрытость, правило выбора ИТ-решений по критерию минимальной цены. Ограниченность ресурсов у большинства разработчиков при пассивности инвесторов и привычке заказчиков к «выкручиванию рук» разработчикам в части снижения их доходов и требования реализовать странные «хотелки». Все это резко усложняет дальнейшее развитие ИТ-продуктов. Конечно, это не значит, что государство должно «назначать победителей». Но оно должно создать систему противодействия этим факторам. А также научиться регулировать рынок с помощью стандартов.
Успех импортозамещения в ИТ очень зависит от личности CIO. Если ИТ-директор – консерватор («все сам, своими силами»), то импортозамещение становится для него непосильной задачей. Команду с одинаково мощными компетенциями Windows/Linux сегодня сложно и собрать, и удержать. Шансы есть только у ИТ-директора, который является новатором. Но и ему приходится непросто. Надо правильно подобрать стек замещающих продуктов, чтобы он не только обеспечивал необходимый функционал, но и исправлял ошибки прошлой автоматизации (например, в интеграции приложений или в плане дыр в ИБ), а также отвечал современным требованиям к информационным системам и их взаимодействию. ИТ-директору нужно еще и разработать схему внедрения, поддержки, опробовать ее в «пилоте», успешно тиражировать на тысячи рабочих мест… Даже с привлечением Центра компетенции развитой сервисной компании это сложная и нетривиальная задача. Но у CIO-новатора, в любом случае, больше шансов на успех, чем у консерватора.
Если говорить об ответственности за выбор ПО – CIO-новаторы начали делать проекты по импортозамещению еще «вчера», то есть в прошлом году. Причем новаторы зачастую работают в РОИВах, которые могли бы «терпеть» еще до 2019 года. Конечно, такие ИТ-директора берут на себя большую часть ответственности за выбор, не забывая при этом подключать тех, кто заранее наработал компетенции по внедрению и поддержке выбранного ПО (зрелые сервисные компании, интеграторы). Такие люди делают хорошие проекты и хорошие карьеры. И совершенно оправданно. А есть те, кто до сих пор рассчитывает «переждать». И для них главное – успеть и в последний момент запрыгнуть в уходящий поезд импортозамещения. Поэтому и выбор ПО, и само внедрение для них не так значимы. И отношение к этим процессам у них соответствующее.
Без драйвера процесса в виде регулятора импортозамещение не пойдет. Кто-то должен ставить единые сроки, контролировать результаты, делать выводы, иначе этот болезненный процесс не будет качественным. Минкомсвязи – эффективная часть системы волеизъявления государства. Есть и другие части – правительство, подсистема сертификации, ФАС и др. И все действует как система.
Про совмещение трендов: во-первых, многие российские продукты уже идут на экспорт – 1С, продукты «Лаборатории Касперского». Во-вторых, в случае с российским ПО на базе Open Source (ОС АЛЬТ, СУБД PostgresPro и др.) все предельно ясно: большое количество доработок отдается в международное сообщество разработчиков, которое работает не только и не столько на развитие коммерческих продуктов. А учитывая мировой тренд на рост и расширение применения Open Source, это совершенно реальный разворот в сторону глобального рынка.
Источник: bit.samag.ru
Чтобы предложить вашей компании все возможные решения, а также сделать ориентировочную бюджетную оценку импортозамещающего проекта, специалистам ALP Group необходимо проанализировать текущую архитектуру ее ИТ-сервисов. Анализ проводится на основании заполненных опросных листов, разработанных нашим Центром компетенции по импортозамещению и Open Source.
Точная стоимость импортозамещающего проекта зависит от плотности ИТ-сервисов в компании, количества и типа ИС. Ее можно правильно рассчитать только после ряда специализированных предпроектных обследований (инфраструктурные сервисы, функционал АРМ, АИС и др.).
Оставьте свои контактные данные, пожалуйста.
Наши специалисты обязательно свяжутся с вами, чтобы переслать и помочь заполнить опросные листы, уточнить всю информацию и предоставить расчет.
Чтобы предложить вашей компании все возможные решения, специалистам ALP Group необходимо проанализировать текущую архитектуру ее ИТ-сервисов. Анализ проводится на основании заполненных опросных листов, разработанных нашим Центром компетенции по импортозамещению и Open Source.
Оставьте свои контактные данные, пожалуйста.
Наши специалисты обязательно свяжутся с вами, чтобы переслать и помочь заполнить опросные листы, уточнить всю информацию.