|Нормативная база

Нормативная база

Основные федеральные законы, постановления, приказы и распоряжения Правительства РФ, регулирующие переход к импортонезависимому ПО в госсекторе.

Об утверждении методических рекомендаций по переходу госкомпаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного ПО. Приказ вносит правки в сроки и показатели, утвержденные распоряжением Правительства РФ N 1588-р от 26.07.2016.
Методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного ПО. В том числе ранее закупленного.
Об определении ответственных за централизованную закупку и техническую поддержку программного обеспечения для ФОИВов.
Речь идет об офисном ПО (ответственный орган – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ) и ПО для ведения бюджетного учета (ответственный орган – Федеральное казначейство).
О создании единого реестра российского ПО и баз данных. О внесении изменений в 44-ФЗ о государственных закупках.
Запрет на допуск программного обеспечения из иностранных государств.
О том, как именно и в какие сроки должен происходить переход на российское офисное ПО.
Дополнительные требования к офисному ПО из реестра (состав, функционал, среда работы и т.д.). Это требования к операционным системам, к коммуникационному пакету, к почтовым приложениям. Также требования касаются органайзера, средств просмотра, интернет-браузеров, редакторов презентаций, табличных, текстовых редакторов и т.д.
О том, как правильно методологически осуществлять переход на российское ПО. Какие подходы лучше использовать, каким целевым показателям и индикаторам следовать. И те, и другие отражают успех или провал перехода.

Переход на российское ПО: ключевые индикаторы эффективности*

Таблица 1. Для федеральных органов и государственных внебюджетных фондов
Индикаторы эффективности перехода
Тип офисного ПО Целевой показатель (%) Тип структурного подразделения 2017 2018 2019 2020
Текстовый, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное ПО, программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет (4-х из указанных категорий ПО) Доля отечественного офисного ПО Центральный аппарат 50% 80% 80% 80%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа 20% 50% 80% 80%
Операционные системы Доля отечественного офисного ПО Центральный аппарат 30% 50% 80% 80%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа 20% 40% 60% 80%
Почтовые приложения Доля отечественного офисного ПО Центральный аппарат 50% 80% 100% 100%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа 35% 50% 80% 100%
Справочно-правовая система Доля отечественного офисного ПО Центральный аппарат и территориальные органы (подразделения) 100% 100% 100% 100%
Программное обеспечение СЭД Доля отечественного офисного ПО Центральный аппарат 50% 80% 100% 100%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа 30% 60% 90% 100%
Средства антивирусной защиты Доля отечественного офисного ПО Центральный аппарат 99,5% 100% 100% 100%
Средства мультимедиа Доля отечественного офисного ПО Центральный аппарат и территориальные органы (подразделения) 20% 50% 75% 75%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа 10% 35% 50% 75%
Интернет-браузеры Доля отечественного офисного ПО Центральный аппарат 30% 50% 80% 80%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа 20% 40% 60% 80%
Показать еще

* Из п.11 методических рекомендаций Приказа Минкомсвязи России №334 от 29.06.2017

Таблица 2. Для подведомственных государственному органу
Индикаторы эффективности перехода
Тип офисного ПО Целевой показатель (%) 2017 2018 2019 2020
Текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное ПО, программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет, включающий 4-х из указанных категорий программного обеспечения Доля отечественного офисного ПО 15% 35% 60% 80%
Операционные системы Доля отечественного офисного ПО 10% 30% 50% 80%
Почтовые приложения Доля отечественного офисного ПО 15% 35% 60% 80%
Справочно-правовая система Доля отечественного офисного ПО 100% 100% 100% 100%
Программное обеспечение системы электронного документооборота Доля отечественного офисного ПО 30% 50% 75% 100%
Средства антивирусной защиты Доля отечественного офисного ПО 99,5% 100% 100% 100%
Средства мультимедиа Доля отечественного офисного ПО 3% 15% 35% 70%
Интернет-браузеры Доля отечественного офисного ПО 13% 30% 48% 75%
Показать еще

Основные программные продукты в плане перехода ФОИВ-ов и ГВФ на использование отечественного офисного ПО (2016-2018, 1558-р):

  • Операционные системы
  • Офисные пакеты
  • Редакторы презентаций
  • Табличные редакторы
  • Текстовые редакторы
  • Редакторы диаграмм, блок-схем
  • Справочно-правовые системы
  • Коммуникаторы/мессенджеры (включая мобильные)
  • Серверное и клиентское ПО электронной почты
  • Органайзеры/планировщики
  • Средства просмотра документов
  • Браузеры
  • Редакторы мультимедиа
  • ПО электронного документооборота
  • Антивирусное ПО и ПО обеспечения информационной безопасности

Основополагающие требования к замещающему программному обеспечению

  • Полный набор прикладных офисных программ из реестра российского ПО. Программы должны быть совместимы с операционной системой (ОС).
  • Графический интерфейс пользователя для настройки системы. Включая аутентификацию (в том числе через Active Directory и LDAP/Kerberos), установку и синхронизацию времени, управление пользователями и группами, просмотр системных журналов и добавление принтеров.
  • Возможность централизованного обновления программного обеспечения. И удаленной настройки. Так как все это важно при массовом обслуживании пользователей.
  • Своевременное исправление критических уязвимостей. Доступность ПО для обновления.
  • Наличие открытой инфраструктуры разработки во избежание «привязки к поставщику». А также для того, чтобы обеспечить возможность независимого развития ИТ-решений на базе российского программного обеспечения. Инфраструктура разработки должна обеспечивать сборку самой операционной системы и прикладных программ для нее.

Расчёт стоимости

Чтобы предложить вашей компании все возможные решения, а также сделать ориентировочную бюджетную оценку импортозамещающего проекта, специалистам ALP Group необходимо проанализировать текущую архитектуру ее ИТ-сервисов. Анализ проводится на основании заполненных опросных листов, разработанных нашим Центром компетенции по импортозамещению и Open Source.

Точная стоимость импортозамещающего проекта зависит от плотности ИТ-сервисов в компании, количества и типа ИС. Ее можно правильно рассчитать только после ряда специализированных предпроектных обследований (инфраструктурные сервисы, функционал АРМ, АИС и др.).

Оставьте свои контактные данные, пожалуйста.

Наши специалисты обязательно свяжутся с вами, чтобы переслать и помочь заполнить опросные листы, уточнить всю информацию и предоставить расчет.

Заказать консультацию

Чтобы предложить вашей компании все возможные решения, специалистам ALP Group необходимо проанализировать текущую архитектуру ее ИТ-сервисов. Анализ проводится на основании заполненных опросных листов, разработанных нашим Центром компетенции по импортозамещению и Open Source.

Оставьте свои контактные данные, пожалуйста.

Наши специалисты обязательно свяжутся с вами, чтобы переслать и помочь заполнить опросные листы, уточнить всю информацию.